Современный детский садик
в центре Дмитрова

Образовательная программа для средней группы

Дети 4-5 лет очень активны, любознательны и подвижны – наши программы разработаны таким образом, чтобы сохранить и развить этот интерес к жизни и окружающему миру. Повышенное внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка, открытию творческого начала.
1. Социально-коммуникативное развитие
  • Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
  • Учим коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
  • Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
  • Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, вежливо выражать свою просьбу, благода-рить за оказанную услугу.
  • Формируем представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем.
  • Формируем первичные гендерные представления.
  • Продолжаем воспитывать любовь к родному краю; рассказываем детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.
  • Даем детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
  • Рассказываем о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
  • Продолжаем воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
  • Воспитываем привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  • Закрепляем умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
  • Совершенствуем навыки аккуратного приема пищи.
  • Совершенствуем умение самостоятельно одеваться, раздеваться.
  • Приучаем самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
  • Воспитываем умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
  • Приучаем детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада.
  • Приобщаем детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
  • Знакомим детей с профессиями близких людей.
  • Продолжаем знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
  • Знакомим с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
  • Продолжаем знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице.
  • Уточняем знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
  • Знакомим с различными видами городского транспорта.
  • Знакомим со знаками дорожного движения.
  • Знакомим с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами.
  • Закрепляем умение пользоваться столовыми приборами, ножницами.
  • Знакомим с правилами езды на велосипеде.
  • Знакомим с правилами поведения с незнакомыми людьми.
  • Рассказываем детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
2. Познавательное развитие
  • Продолжаем знакомить детей с признаками предметов, учим определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказываем о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
  • Продолжаем работу по сенсорному развитию.
  • Продолжаем знакомить с геометрическими фигурами.
  • Развиваем осязание. Знакомим с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания.
  • Учим детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов.
  • Совершенствуем тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей.Развиваем наблюдательность и внимание.
  • Помогаем детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр.
  • Расширяем знания детей об общественном транспорте, о правилах поведения в общественных местах.
  • Формируем первичные представления о школе.
  • Продолжаем знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем),с различными профессиями.
  • Учим считать до 5.
  • Формируем представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
  • Совершенствуем умение сравнивать два предмета по величине, а также по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
  • Развиваем представление детей о геометрических фигурах.
  • Развиваем умения определять пространственные направления.
  • Расширять представления детей о частях суток.
  • Расширяем представления детей о природе.
  • Знакомим с домашними животными,с представителями класса пресмыкающихся.
  • Расширяем представления детей о некоторых насекомых.
  • Продолжаем знакомить с фруктами,овощами, ягодами и грибами.
  • Закрепляем знания детей о травянистых и комнатных растениях.
  • Учим узнавать и называть некоторые виды деревьев.
  • Рассказываем детям о свойствах песка, глины и камня.
  • Наблюдаемза птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.
  • Расширяем представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.
  • Учим детей замечать изменения в природе.
  • Рассказываем об охране растений и животных.
3. Речевое развитие
  • Помогаем детям доброжелательно общаться со сверстниками.
  • Пополняем и активизируем словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширяем представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
  • Учим использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
  • Вводим в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
  • Продолжаем учить детей определять и называть местоположение предмета.
  • Учим употреблять существительные с обобщающим значением.
  • Закрепляем правильное произношение гласных и согласных звуков.
  • Продолжаем работу над дикцией: совершенствуем отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
  • Развиваем фонематический слух.
  • Совершенствуем интонационную выразительность речи.
  • Продолжаем формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
  • Побуждаем детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Совершенствуем диалогическую речь.
  • Учим детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
  • Упражняем детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
  • Продолжаемучить детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
  • Продолжаем работу по формированию интереса к книге.
4. Художественно-эстетическое развитие
  • Знакомим детей с профессиями артиста, художника, композитора.
  • Учим различать жанры и виды искусства. Знакомим детей с архитектурой.
  • Поощряем стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
  • Закрепляем знания детей о книге, книжной иллюстрации.
  • Знакомим с произведениями народного искусства.
  • Продолжаем развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
  • Продолжаем формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
  • Продолжаем формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
  • Закрепляем умение сохранять правильную позу при рисовании.
  • Учим проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
  • Рисование. Продолжаем формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.
  • Продолжаем закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
  • Закрепляем умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
  • Учим детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении.Закрепляем умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Формируем у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
  • Декоративное рисование. Продолжаем формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
  • Знакомим детей с городецкими изделиями.
  • Лепка. Совершенствуем умение лепить из глины, пластилина, пластической массы.
  • Закрепляем приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учимпри-щипыванию.Учим сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
  • Учим приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Знакомим с приемами использования стеки.
  • Аппликация. Учим правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучаем вырезанию.Учим составлять из полос изображения разных предметов.Учим вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника.
  • Закрепляем навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
  • Конструирование. Продолжаем развивать у детей способность различать и называть строительные детали.
  • Учим сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
  • Обучаем конструированию из бумаги, изготовлению поделок из природного материала.
  • Музыка. Продолжаем развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать.
  • Обучаем детей выразительному пению, формируем умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
  • Продолжаем формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Совершенствуем танцевальные движения.
  • Учим детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
  • Обучаем инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
  • Формируем умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
5. Физическое развитие
  • Продолжаем знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формируем представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека.
  • Воспитываем потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
  • Формируем представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширяем представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
  • Формируем представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.
  • Формируем правильную осанку.
  • Закрепляем и развиваем умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учим бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
  • Учим ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой.
  • Учим энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учим сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учим прыжкам через короткую скакалку.
  • Закрепляем умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
  • Учим детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.
  • Учим построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
  • Развиваем психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
  • Учим выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
  • Во всех формах организации двигательной деятельности развиваем у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
  • Подвижные игры. Продолжаем развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
  • Развиваем быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
  • Воспитываем самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
  • Приучаем к выполнению действий по сигналу.

Дополнительные методики

В новом учебном году в средней группе будут проводиться дополнительные занятия по обучению детей чтению. За основу будет взята методика Калининой И. Л. "Игробуквотека".

"Игробуквотека" - букварь для дошкольников. С его помощью дети научатся читать и сделают первые шаги на пути грамотного письма.

Предлагаемая методика формирования навыка чтения наиболее приемлема для дошкольников. Она очень проста, логична, не принуждает ребёнка к осмыслению каких-либо сложных способов действий, не дублирует программу 1-го класса.

В основе обучения лежат такие методы и приёмы, которые в полной мере учитывают особенности детского внимания, памяти, мышления, в то же время способствуют их развитию.