Образовательная программа для средней группы
Дети 4-5 лет очень активны, любознательны и подвижны – наши программы разработаны таким образом, чтобы сохранить и развить этот интерес к жизни и окружающему миру. Повышенное внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка, открытию творческого начала.
1. Социально-коммуникативное развитие
- Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
- Учим коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
- Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
- Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, вежливо выражать свою просьбу, благода-рить за оказанную услугу.
- Формируем представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем.
- Формируем первичные гендерные представления.
- Продолжаем воспитывать любовь к родному краю; рассказываем детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.
- Даем детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
- Рассказываем о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
- Продолжаем воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
- Воспитываем привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
- Закрепляем умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
- Совершенствуем навыки аккуратного приема пищи.
- Совершенствуем умение самостоятельно одеваться, раздеваться.
- Приучаем самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
- Воспитываем умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
- Приучаем детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада.
- Приобщаем детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
- Знакомим детей с профессиями близких людей.
- Продолжаем знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
- Знакомим с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
- Продолжаем знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице.
- Уточняем знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
- Знакомим с различными видами городского транспорта.
- Знакомим со знаками дорожного движения.
- Знакомим с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами.
- Закрепляем умение пользоваться столовыми приборами, ножницами.
- Знакомим с правилами езды на велосипеде.
- Знакомим с правилами поведения с незнакомыми людьми.
- Рассказываем детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
2. Познавательное развитие
- Продолжаем знакомить детей с признаками предметов, учим определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказываем о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
- Продолжаем работу по сенсорному развитию.
- Продолжаем знакомить с геометрическими фигурами.
- Развиваем осязание. Знакомим с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания.
- Учим детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов.
- Совершенствуем тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей.Развиваем наблюдательность и внимание.
- Помогаем детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр.
- Расширяем знания детей об общественном транспорте, о правилах поведения в общественных местах.
- Формируем первичные представления о школе.
- Продолжаем знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем),с различными профессиями.
- Учим считать до 5.
- Формируем представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
- Совершенствуем умение сравнивать два предмета по величине, а также по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
- Развиваем представление детей о геометрических фигурах.
- Развиваем умения определять пространственные направления.
- Расширять представления детей о частях суток.
- Расширяем представления детей о природе.
- Знакомим с домашними животными,с представителями класса пресмыкающихся.
- Расширяем представления детей о некоторых насекомых.
- Продолжаем знакомить с фруктами,овощами, ягодами и грибами.
- Закрепляем знания детей о травянистых и комнатных растениях.
- Учим узнавать и называть некоторые виды деревьев.
- Рассказываем детям о свойствах песка, глины и камня.
- Наблюдаемза птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.
- Расширяем представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.
- Учим детей замечать изменения в природе.
- Рассказываем об охране растений и животных.
3. Речевое развитие
- Помогаем детям доброжелательно общаться со сверстниками.
- Пополняем и активизируем словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширяем представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
- Учим использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
- Вводим в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
- Продолжаем учить детей определять и называть местоположение предмета.
- Учим употреблять существительные с обобщающим значением.
- Закрепляем правильное произношение гласных и согласных звуков.
- Продолжаем работу над дикцией: совершенствуем отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
- Развиваем фонематический слух.
- Совершенствуем интонационную выразительность речи.
- Продолжаем формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
- Побуждаем детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Совершенствуем диалогическую речь.
- Учим детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
- Упражняем детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
- Продолжаемучить детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
- Продолжаем работу по формированию интереса к книге.
4. Художественно-эстетическое развитие
- Знакомим детей с профессиями артиста, художника, композитора.
- Учим различать жанры и виды искусства. Знакомим детей с архитектурой.
- Поощряем стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
- Закрепляем знания детей о книге, книжной иллюстрации.
- Знакомим с произведениями народного искусства.
- Продолжаем развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
- Продолжаем формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
- Продолжаем формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
- Закрепляем умение сохранять правильную позу при рисовании.
- Учим проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
- Рисование. Продолжаем формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.
- Продолжаем закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
- Закрепляем умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
- Учим детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении.Закрепляем умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Формируем у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
- Декоративное рисование. Продолжаем формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
- Знакомим детей с городецкими изделиями.
- Лепка. Совершенствуем умение лепить из глины, пластилина, пластической массы.
- Закрепляем приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учимпри-щипыванию.Учим сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
- Учим приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Знакомим с приемами использования стеки.
- Аппликация. Учим правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучаем вырезанию.Учим составлять из полос изображения разных предметов.Учим вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника.
- Закрепляем навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
- Конструирование. Продолжаем развивать у детей способность различать и называть строительные детали.
- Учим сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
- Обучаем конструированию из бумаги, изготовлению поделок из природного материала.
- Музыка. Продолжаем развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать.
- Обучаем детей выразительному пению, формируем умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
- Продолжаем формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Совершенствуем танцевальные движения.
- Учим детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
- Обучаем инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
- Формируем умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
5. Физическое развитие
- Продолжаем знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формируем представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека.
- Воспитываем потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
- Формируем представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширяем представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
- Формируем представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.
- Формируем правильную осанку.
- Закрепляем и развиваем умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учим бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
- Учим ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой.
- Учим энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учим сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учим прыжкам через короткую скакалку.
- Закрепляем умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
- Учим детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.
- Учим построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
- Развиваем психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
- Учим выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
- Во всех формах организации двигательной деятельности развиваем у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
- Подвижные игры. Продолжаем развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
- Развиваем быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
- Воспитываем самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
- Приучаем к выполнению действий по сигналу.
Дополнительные методики
В новом учебном году в средней группе будут проводиться дополнительные занятия по обучению детей чтению. За основу будет взята методика Калининой И. Л. "Игробуквотека".
"Игробуквотека" - букварь для дошкольников. С его помощью дети научатся читать и сделают первые шаги на пути грамотного письма.
Предлагаемая методика формирования навыка чтения наиболее приемлема для дошкольников. Она очень проста, логична, не принуждает ребёнка к осмыслению каких-либо сложных способов действий, не дублирует программу 1-го класса.
В основе обучения лежат такие методы и приёмы, которые в полной мере учитывают особенности детского внимания, памяти, мышления, в то же время способствуют их развитию.