Современный детский садик
в центре Дмитрова

Образовательная программа для старшей группы (от 5 до 6 лет)

1. Социально-коммуникативное развитие
  • Воспитываем дружеские взаимоотношения между детьми. Учим сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хо¬рошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
  • Воспитываем уважительное отношение к окружающим.
  • Учим заботиться о младших. Воспитываем скромность.
  • Формируем умение оценивать свои поступки и поступки сверстни¬ков.
  • Расширяем представления о правилах поведения в общественных мес¬тах.
  • Обогащаем словарь детей вежливыми словами.
  • Расширяем представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением.
  • Расширяем традиционные гендерные представления.
  • Углубляем представления ребенка о семье и ее истории.
  • Продолжаем формировать интерес к ближайшей окружа¬ющей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
  • Развиваем умение замечать изменения в оформлении помещений, учим объяснять причины таких изменений.
  • Расширяем представления о малой Родине. Расска¬зываем детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
  • Расширяем представления детей о родной стране, о государственных праздниках.
  • Расширяем представления детей о Российской армии.
  • Формируем у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятель¬но чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
  • Совершенствуем культуру еды.
  • Закрепляем умение быстро, аккуратно одевать¬ся и раздеваться.
  • Воспитываем у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъясняем детям значимость их труда.
  • Формируем основы экологичес¬кой культуры и безопасного поведения в природе.
  • Знакомим с явлениями неживой природы, с правилами поведения при грозе.
  • Знакомим детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
  • Уточняем знания детей об элементах до¬роги, о движении транс¬порта, о работе светофора.
  • Знакомим с правилами дорожного движения, правилами передвиже¬ния пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжаем знакомить с дорожными знаками.
  • Закрепляем основы безопасности жизнедеятельности человека.
  • Продолжаем знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года. Расширяем знания об источниках опасности в быту.
  • Уточняем знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомим с ра¬ботой службы спасения — МЧС. Закрепляем знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
  • Формируем умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Учим называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
2. Познавательное развитие
  • Закрепляем представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развиваем умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • Продолжаем развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов. Развиваем умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.
  • Продолжаем знакомить с различными геометрическими фигурами.
  • Формировать умение обследовать предметы разной формы, развиваем глазомер.
  • Организовываем дидактические игры, учим выполнять правила игры.
  • Побуждаем детей к самостоятельности в игре. Учим подчиняться правилам в групповых играх.
  • Расширяем представления детей о профессиях, учебных заведениях, сферах человеческой деятельности. Продолжаем знакомить с деньгами, их функциями.
  • Учим считать до 10; последовательно знакомим с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
  • Учим устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины, сравнивать два предмета по величине.
  • Знакомим детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
  • Даем представление о четырехугольнике.
  • Развиваем у детей геометрическую зоркость.
  • Развиваем представления о том, как из одной формы сделать другую.
  • Совершенствуем умение ориентироваться в окружающем пространстве.
  • Учим ориентироваться на листе бумаги.
  • Даем детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
  • Расширяем и уточнять представления детей о природе. Учим наблюдать, развиваем любознательность. Закрепляем представления о растениях ближайшего окружения.
  • Продолжаем знакомить с комнатными растениями, учим ухаживать за ними.
  • Расширяем представления о птицах, диких и домашних животных, их повадках.
  • Знакомим детей с представителями классов пресмыкающихся.
  • Показываем взаимодействие живой и неживой природы.
  • Рассказываем о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

  • Осень. Закрепляем представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
    Знакомим детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме.
  • Зима. Расширяем и обогащаем знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Знакомим с таким природным явлением, как туман.
  • Весна. Расширяем и обогащаем знания детей о весенних изменениях в природе. Наблюдаем гнездование птиц.
  • Лето. Расширяем и обогащаем представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.
    Даем представления о съедобных и несъедобных грибах.
3. Речевое развитие
  • Продолжаем развивать речь как средство общения. Расширяем представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагаем для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции, иллюстрированные книги, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин.
  • Поощряем попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
  • В повседневной жизни, в играх подсказываем детям формы выражения вежливости.
  • Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
  • Обогащаем речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
  • Упражняем детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением.
  • Помогаем детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
  • Закрепляем правильное, отчетливое произнесение звуков. Учим различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
  • Продолжаем развивать фонематический слух. Учим определять место звука в слове.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  • Совершенствуем умение согласовывать слова в предложениях. Помогаем детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
  • Знакомим с разными способами образования слов. Упражняем в образовании однокоренных слов.
  • Помогаем детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
  • Учим составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • Совершенствуем умение пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Развиваем умение поддерживать беседу.
  • Совершенствуем диалогическую форму речи. Поощряем попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Развиваем монологическую форму речи.
  • Учим связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учим (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Развиваем умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Продолжаем развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Продолжаем объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
  • Помогаем выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
  • Продолжаем знакомить с книгами.
4. Художественно-эстетическое развитие
  • Продолжаем формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развиваем эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус.
  • Формируем умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
  • Продолжаем знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства.
  • Продолжаем знакомить детей с архитектурой.
  • Знакомим с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
  • Рисование. Продолжаем развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
  • Учим передавать в изображении основные свойства предметов.
  • Продолжаем знакомить с народным и национальным декоративно-прикладным искусством.
  • Продолжаем совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Учим передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.
  • Учим рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой.
  • Учим рисовать кистью разными способами.
  • Учим детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.
  • Продолжаем знакомить детей с изделиями народных промыслов.
  • Учим создавать узоры на листах в форме народного изделия.
  • Лепка. Продолжаем знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
  • Развиваем умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы.
  • Закрепляем умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учим сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
  • Продолжаем формировать умение лепить мелкие детали пользуясь стекой.
  • Продолжаем знакомить детей с особенностями декоративной лепки.
  • Учим лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек.
  • Аппликация. Закрепляем умение создавать изображения из различных фигур.
  • Учим вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам. С целью создания выразительного образа учим приему обрывания.
  • Побуждаем создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
  • Художественный труд. Совершенствуем умение работать с бумагой.
  • Закрепляем умение создавать из бумаги объемные фигуры. Закрепляем умение делать игрушки, сувениры из природного материала.
  • Учим создавать разнообразные постройки и конструкции.
  • Знакомим с новыми деталями: брусками, цилиндрами, конусами и др. Учим заменять одни детали другими. Учим строить по рисунку.
  • Слушание. Учим различать жанры музыкальных произведений.
  • Совершенствуем музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
  • Пение. Формируем певческие навыки. Способствуем развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Развиваем песенный музыкальный вкус.
  • Музыкально-ритмические движения. Развиваем чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
  • Учим свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения.
  • Способствуем формированию навыков исполнения танцевальных движений. Знакомим с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
  • Учим детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.
  • Развиваем творчество детей, побуждаем их к активным самостоятельным действиям.
5. Физическое развитие
  • Расширяем представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
  • Расширяем представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.
  • Формируем представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
  • Расширяем представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
  • Формируем представления о правилах ухода за больным.
  • Формируем потребность в здоровом образе жизни. Прививаем интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
  • Знакомим с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
  • Продолжаем формировать правильную осанку.
  • Совершенствуем двигательные умения и навыки детей.
  • Развиваем быстроту, силу, выносливость, гибкость.
  • Закрепляем умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
  • Учим бегать наперегонки, с преодолением препятствий, лазать по гимнастической стенке, меняя темп, прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
  • Учим сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
  • Учим элементам спортивных игр.
  • Поддерживаем интерес детей к различным видам спорта.
  • Продолжаем учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.
  • Учим спортивным играм и упражнениям.
  • Формируем желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
  • Учим детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
  • Учим усложнять игру путем расширения состава ролей.
  • Учим детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
  • Формируем привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
  • Продолжаем развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.
  • Учим детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
  • Поощряем импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
  • Организовываем дидактические игры.
  • Формируем желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками.
  • Побуждаем детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
  • Учим подчиняться правилам в групповых играх. Воспитываем творческую самостоятельность. Формируем такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитываем культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Дополнительные методики

В этом учебном году в старшей группе вводится дополнительная методика по обучению детей чтению, которая называется «Песочница» И.Ю. Знаткова.

Методика «Песочница» - серьезный психолого-педагогический комплекс, позволяющий сочетать академическую систему обучения чтения с увлекательной формой. Методика обеспечивает полную преемственность и совместимость дошкольного обучения чтению со школьной программой.

Особенность методики в том, что занятия с детьми проходят не за букварями, книгами или рабочими тетрадями, а с песком. Огромный плюс программы еще в том, что она полностью игровая, ведь каждый ребенок любит игру, сказки и …песок!

На каждом занятии взрослый расставляет в песочницу фигурки сказочных персонажей, а дети, помогая героям в проблемных ситуациях, учится читать.