Образовательная программа для младшей группы

- Закрепляем навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжаем формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
- Приучаем детей общаться спокойно, без крика.
- Формируем доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем.
- Учим жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
- Приучаем детей к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
- Постепенно формируем образ Я. Сообщаем детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
- Беседуем с ребенком о членах его семьи.
- Формируем у детей положительное отношение к детскому саду. Обращаем их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки.
- Знакомим детей с различными растениями.
- Формируем уважительное отношение к сотрудникам детского сада,их труду.
- Формируем интерес к малой родине и первичные представления о ней.
- Совершенствуем культурно-гигиенические навыки, формируем простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Приучаем детей следить за своим внешним видом.
- Формируем элементарные навыки поведения за столом.
- Учим детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
- Формируем желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
- Приучаем соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
- Формируем положительное отношение к труду взрослых.
- Знакомим детей с правилами дорожного движения.
- Учим различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
- Формируем первичные представления о безопасном поведении на дорогах.
- Знакомим с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

- Учим определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).Знакомим с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость).
- Учим группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).
- Знакомим детей с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
- Учим различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров.Обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
- Знакомим детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Развиваем умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.
- Учим различать правую и левую руки, ориентироваться в частях суток: день — ночь, утро — вечер.
- Расширяем представления детей о растениях, животных, насекомых.
- Учим наблюдать за птицами, прилетающими на участок.
- Учим отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты.
- Знакомимсвременами года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
- Даем представления о свойствах воды.

- Учим детей общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений, взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
- На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжаем расширять и активизировать словарный запас детей.
- Учим детей различать и называть существенные детали и части предметов.Продолжаем учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки.
- Развиваем моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточняем и закреплять артикуляцию звуков.
- Продолжаем учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами. Помогаем употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; форму множественного числа существительных в родительном падеже.
- Развиваем диалогическую форму речи.
- Вовлекаем детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
- Обучаемумению вести диалог с педагогом.
- Напоминаем детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
- Воспитываем умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объясняем детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
- Учим с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
- Учим детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
- Продолжаем способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматриваем с детьми иллюстрации.

- Развиваем эстетические чувства детей, художественное восприятие.
- Знакомим с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства.
- Готовим детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
- Учим создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
- Рисование. Продолжаем учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть.Учим набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучаем осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
- Закрепляем названий цветов.
- Учим украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем.
- Учим ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.
- Формируем умение создавать несложные сюжетные композиции, располагая изображения по всему листу.
- Лепка. Закрепляем представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учим раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждаем детей украшать вылепленные предметы.
- Учим детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей.Предлагаем объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию.
- Аппликация. Учим предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение.
- Учим аккуратно пользоваться клеем.Формируем навыки аккуратной работы.
- Конструирование. Учим различать, называть и использовать основные строительные детали.
- Учим располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Побуждаем детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.
- Развиваем желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжаем учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
- Музыка. Знакомим детей с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.
- Учим слушать музыкальное произведение до конца.
- Совершенствуем умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов.
- Учим двигаться в соответствии с формой музыки и силой ее звучания.Учим маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
- Развиваем умение кружиться в парах.
- Знаком детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.
- Учим дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

- «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, становление ценностей здорового образа жизни, ов-ладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
- Учим различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши).
- Даем представление о полезной и вредной пище.
- Формируем потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
- Учим детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучаем действовать совместно. Учим строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.
- Учим энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед.
- Закрепляем умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжаем учить ловить мяч двумя руками одновременно.
- Обучаем хвату за перекладину во время лазанья. Закрепляем умение ползать.
- Учим сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
- Учим кататься на санках.
- Учим детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.
- Учим реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.
- Развиваем самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Дополнительные методики
В этом учебном году в младшей группе вводится дополнительная методика по обучению детей, которая называется: По ступенькам к грамоте «Звукарик» А.Ундзенкова, Л.Колтыгина.
Главное, но далеко не единственная цель первой ступеньки «Звукарика» - сформировать навык звуко - буквенного анализа слов, что станет основой грамотного письма и чтения в дальнейшем.
Осваивая звуко-буквенный анализ человеческой речи, упражняясь в развитии мелкой моторики мышц пальцев, тренируя слуховое, зрительное восприятие и логическое мышление ребенок одновременно учится и играет.
Второй ступенькой является развитие четкого взаимодействия уха, языка, глаза и руки, так как сбой в любом звене этой цепочки приводит к нарушению речи.
Третья ступенька – закрепление навыков звукового анализа.