Современный детский садик
в центре Дмитрова

Проект по познавательному развитию на тему: «Космос»

Реализует проект:
Воспитатель старшей группы
Кораблёва Е.В.

Участники проекта:
Дети и воспитатель

Актуальность проекта:

«Человечество не останется вечно на
земле, но, в погоне за светом и
пространством, сначала робко проникнет
за пределы атмосферы, а затем завоюет
себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Тип: обучающий – игровой

Вид: познавательно-творческий.

Цель: формирование у  детей представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

  • способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;
  • развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
  • воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
  •                                                  
  • обогащать способы сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;
  • воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре, в творчестве.

Ожидаемые результаты:

  • получение знаний и представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов;
  • развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера);
  • умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Этапы реализации проекта

Беседа: «Космос». Просмотр презентации «Загадочный и захватывающий космос».

Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Подвижная игра «Невесомость».

Цель: развивать двигательную активность детей, внимание.

Рисование «Космические просторы».

Цель: закрепить полученные знания о космосе в рисунке. Закреплять знания детей о цветах, продолжить знакомство детей с нетрадиционным видом изобразительной деятельности – рисование восковыми мелками и акварелью. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию, умение ориентироваться на плоскости. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Беседа: «Дорога к звездам».

Цель: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор детей, продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира.

Опыт «Запуск ракеты в космос». Дыхательная гимнастика «Ракета».

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развитие речевого дыхания, работа над силой выдыхаемой струи воздуха, снятие эмоционального напряжения.

Аппликация с элементами пластилинографии «Я космонавт».

Цель: формирование чувств формы, пропорций развитие умения создавать целостность изображения из отдельных деталей.  Упражнять детей в вырезывании округлых форм путем плавного закругления углов; закреплять умения наклеивать детали в указанной последовательности.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».

Цель: воспитание ловкости, быстроты реакции, умения действовать на сигнал.

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

Конструирование. Создание механической игрушки «Полёт ракеты».

Цель: игрушка способствует развитию у ребенка образного и логического мышления, творческих и игровых способностей, координации движений, внимания, усидчивости, мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений.

Дидактическая игра «Солнечная система».

Цель: Формировать элементарные представления о космосе. Продолжать формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах. Обеспечить интерес к изучению космоса, развитие внимания, мелкой моторики пальцев рук. Активизировать словарь по данной теме.

Интеллектуальная игра «Космическая школа».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие (ФЭМП)», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Совершенствовать знания о прямом и обратном счете, о порядковом счете в пределах 10; знания о геометрических фигурах; называть соседние числа; развивать логическое мышление; тренировать умение видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов; закреплять знания об образовании новых чисел путем прибавления единицы. Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом. Вызвать интерес к чтению и желание научиться читать, уточнить и расширить знания детей о буквах и звуках.

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 

  • П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
  • О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
  • Н. Носов «Незнайка на луне»,
  • стихотворения о космосе,
  • загадки о космосе.

Театрализованная деятельность. Инсценировка стихотворения «На Луне жил звездочет…»

Цель:

  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • обогащать и активизировать словарь.