Свойства воды
Цель: развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
- Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
- Создание эмоционально-положительного настроя детей.
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Круговорот воды в природе
В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо.
Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.
Свойства воды
Опыт № 1. «Вкус»
Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы: Вода, стаканы, соль, сахар.
Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем добавить в один стакан соль. В другой сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Опыт № 2. «Запах»
Цель: Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы: стаканы с водой, жидкое мыло, ароматизатор мята и лимон.
Спросить детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Опыт № 3. «Растворение веществ»
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
Материал: сахар, соль, растительное масло.
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, и маслом.
Вывод: вода растворяет сахар и соль, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
Опыт № 4. «Очищение воды»
Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
Налить в чашку грязную воду. Можно приготовить раствор грязной воды: добавить в воду кусочки бумаги, несколько капель соуса, растительного масла, пищевого красителя. Положить в воронку ватный диск. Медленно вылить грязную воду в воронку. Какая вода получилась в стакане? Сравнить её с оставшейся грязной водой.
Вывод: Чем больше разных видов слоёв в фильтре, тем вода чище. Более чем один миллиард людей, т.е. каждый шестой человек на Земле- не имеют доступа к чистой воде. Чистая вода- самый ценный ресурс на планете. Если чистота воды не будет восстанавливаться после использования, чистая вода может совсем исчезнуть.
Опыт № 5. «Цвет»
Цель: Выяснить имеет ли цвет вода.
Материал: Несколько стаканов с водой, пищевые красители разного цвета.
Добавить красители разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того красителя, который в нее добавили.
Опыт № 6. «Пар — это тоже вода»
Материал: Чайник с кипятком, зеркало.
Взять стакан с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркало, на нём образуются капельки воды.Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Опыт № 7. «Форма»
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.
Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Опыт № 8. «Сломанный карандаш. Опыт с преломлением света»
Этот опыт наглядно объяснит ребёнку, что такое преломление света. Через вещества разной плотности свет проходит с разной скоростью. Понаблюдаем за этим процессом, используя воду.
Материал: Стакан воды. Карандаш.
Налейте в стакан воды. Возьмите карандаш и погрузите его в воду.
Появится эффект преломления света, из-за чего будет казаться, будто карандаш сломался пополам. Часть карандаша, находящаяся под водой сместится относительно той части, которая выходит наружу. Как это объяснить? Свет идёт по прямой линии, но когда на его пути появляется вещество с другой плотностью, его направление изменяется, то есть преломляется. Так и с карандашом. Свет, который проходит через воздух, кажется в одном месте, а тот, которых проходит через воду – в другом.
Опыт № 9. «Пузыри в стакане»
Почему в стакане появляются пузыри? Потому что воздух из трубочки попадает в воду и из-за своей легкости всплывает на поверхность воды и лопается.
Почему не получается газированная вода, ведь принцип газирования тот же? Потому что воду газируют под давлением в закрытой ёмкости. Углекислому газу ничего не остается, как равномерно распределиться в воде в виде пузырьков газа. Если же газированную воду надолго оставить открытой, все пузырьки из нее выйдут и полопаются так же как и в нашем опыте.
Опыт № 10. «Что плавает, что тонет»
Познакомить детей со свойствами предметов (материал, плавучесть). Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают.
Вывод: Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может — предмет тонет.
Опыт № 11. «Кислоты и щелочи»
Все жидкости и растворы либо кислые, либо щелочные, либо нейтральные, как вода. Кислоты и щелочи бывают сильными и слабыми. При смешивании они нейтрализуют, или уравновешивают, друг друга.
Материалы: уксус, вода, красители, сода.
Внимание!!! Эксперименты проводить только со взрослыми, для безопасности.