Экспериментирование по теме «Свойства песка»
Актуальность. С раннего возраста дети играют с песком, и интерес к нему не угасает на протяжении всего дошкольного детства. Удивительные слова о песке сказал К.Д.Ушинский «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию. Для детей лучшая игрушка – куча песка». Лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения. При работе с песком совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что крайне актуально для детей дошкольного возраста, особенно в работе с гиперактивными детьми.
Цель: изучить особенности, свойства, качества и применение таких природных ресурсов как песок, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи: способствовать накоплению знаний у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах песка; развивать приемы умственных действий (анализ, сравнение, обобщение); развивать мыслительные процессы (память, внимание); развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление; воспитывать устойчивое внимание, умение понять учебную задачу, интерес к опытной деятельности.
Оборудование и материалы: стеклянные емкости различной формы, столовые ложки, вода, песок, поднос, пластиковая бутылка и одноразовые тарелки.
1. Беседа. «Удивительный мир песка. Человек и песок».
Цель: Расширяли знания детей о песке, о свойствах песка, обучали навыкам проведения лабораторных опыт.
2. Опыт №1 «Какой он песок?».
Цель: Выяснить из чего состоит песок?
Материалы: лупа, песок.
Нам понадобится увеличительное стекло, возьмём его и рассмотрим из чего состоит песок.
Вывод: песок состоит из миллиона маленьких песчинок. Все они разного размера.
3. Опыт №2 «Растворяется песок или нет?»
Цель: выявить растворимость песка.
Материалы: стакан с чистой водой, ложка, песок.
Давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмём стакан с водой и положим туда 1-2 ложки песка и помешаем. Растворяется ли песок в воде?
Вывод: песок не растворяется, он осел на дно стакана.
4. Опыт №3 «Очищение воды через песок».
Цель: выявить качество песка-очищать воду.
Материалы: пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), песок, стакан с цветной водой.
Пропускаем грязную воду через песок.
Вывод: песок очищает загрязнённую воду.
5. Опыт №4 «Пропускает песок воду или нет?»
Цель: выявить пропускные свойства песка.
Материала: воронка, песок, стакан с водой.
Для этого в воронку помещаем бумажную салфетку и насыпаем песок и медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Вывод: песок пропускает воду.
6. Опыт №5 «Нагревание песка солнцем» (лампой).
Цель: выявить способность песка нагреваться.
Материалы: настольная лампа, песок.
У нас есть искусственное солнышко, вот такое (настольная лампа), поместим под лампу тарелку с песком. Засечём время. Потрогаем пальчиками песок, что с ним произошло?
Вывод: песок может нагреваться.
7. Опыт №6 «Свойства мокрого песка».
Цель: выявить свойства мокрого песка.
Материалы: лейка, песок.
Что произойдёт, если песок полить водой? Берём лейку с водой и поливаем песок. Куда же делась вода? Что произошло с песком? Песок стал прилипать к ладошкам, теперь трудно отделить песчинку от песчинки. Песок стал мокрым. Какими свойствами, стал обладать мокрый песок? (липнет, склеивается, не рассыпается, лепится).
Вывод: мокрый песок становится не сыпучим, липким.
8. «Песчаные картинки».
Цель: выяснить, может ли песок приклеиваться на клей.
Материалы: Картон с изображением осеннего листочка, кисть, клей, песок.
Покрыть контур рисунка клеем. Положить клеевой стороной на песок, поднять и дать просохнуть.
Вывод: песок может приклеиваться на клей.
9. «Рисуем на песке»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка.
Материалы: песок, тарелочки пластиковые.
Проведём игру «Угадай рисунок на песке».
Вывод: на сухом песке можно рисовать.