Познавательно–исследовательская деятельность «Воздух»
Цель:формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.
Предварительная работа: беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Опыт №1 Что в пакете
Цель: обнаруживать воздух.
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?
Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт №2 Игры с соломинкой
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой.
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?
Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
Опыт №3 Ветер в комнате
Цели:
- выяснить, как образуется ветер, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
- показать, что ветер это поток воздуха.
Взрослый зажигает свечу и дуют на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха).
Вывод. Теплый воздух проходит вверху, так как он легкий, а холодный тяжелее, он входит снизу. Перемещение воздуха в природе определяет появление ветра.
Опыт №4 Воздух в стакане
Цель: показать, что воздух занимает место.
Перевернуть пустую бутылку вверх дном и медленно опустить его в емкость с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт №5 Запираем воздух в шарик
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Надуваем шарик: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (дети играют с шарами).
Опыт №6 Ветер двигает корабли
Дети дуют на бумагу (импровизированной кораблик), он перемещается. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру.
Опыт №7 «Пузырьки-спасатели»
Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки.
Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
Опыт №8 «Воздух внутри нас»
А помогут нам обычные полоски бумаги. Нужно подуть на них. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух бумага шевелится, как летом листочки на деревьях.
Вывод: внутри нас есть воздух.
Рисование воздухом в технике кляксография
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Дети:- Да
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Дети: Пробуют рисовать.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.