Современный детский садик
в центре Дмитрова

Познавательно–исследовательская деятельность «Воздух»

Цель:формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Предварительная работа: беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Опыт №1 Что в пакете

Цель: обнаруживать воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.



Опыт №2 Игры с соломинкой

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?

Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.



Опыт №3 Ветер в комнате

Цели:

  • выяснить, как образуется ветер, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
  • показать, что ветер это поток воздуха.

Взрослый зажигает свечу и дуют на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха).

Вывод. Теплый воздух проходит вверху, так как он легкий, а холодный тяжелее, он входит снизу. Перемещение воздуха в природе определяет появление ветра.



Опыт №4 Воздух в стакане

Цель: показать, что воздух занимает место.

Перевернуть пустую бутылку вверх дном и медленно опустить его в емкость с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает туда воду.



Опыт №5 Запираем воздух в шарик

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Надуваем шарик: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (дети играют с шарами).



Опыт №6 Ветер двигает корабли

Дети дуют на бумагу (импровизированной кораблик), он перемещается. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру.



Опыт №7 «Пузырьки-спасатели»

Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки.

Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.



Опыт №8 «Воздух внутри нас»

А помогут нам обычные полоски бумаги. Нужно подуть на них. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух бумага шевелится, как летом листочки на деревьях.

Вывод: внутри нас есть воздух.



Рисование воздухом в технике кляксография

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Дети:- Да

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

Дети: Пробуют рисовать.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.