Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд»
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
- расширять знания детей о зиме;
- продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе;
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега;
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: пластмассовые тарелочки, бутылки с разведенной в воде цветной гуашью, два пластиковых стакана, кусочки льда, снег.
Беседа «Откуда берутся слег и лёд?»
Цель: Познакомить детей со свойствами снега и льда. Формировали умения сравнивать, анализировать, обобщать. Развивали кругозор детей.
Опыт №1 Определение цвета
Задача: уточнить представления о снеге и льде.
Содержание опыта: Приготовить 2 стакана. В один – положить снег, в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд?
Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом.
Результат: Определили и сравнили цвет снега и льда.
Вывод: Снег – белый, лёд – прозрачный.
Опыт №2 Определение прозрачности.
Задача: подвести детей к понятию «прозрачный».
Содержание опыта: Приготовить кусок льда и комочек снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Сравнить, где видно картинку, а где нет.
Результат: Под льдом цветную картинку видно, а под снегом – нет.
Вывод: Лёд – прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №3 Цветные льдинки.
Задача: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.
Содержание опыта: Налить в формочки прозрачную воду. Добавить в них гуашь. В каждой формочке – разная гуашь. Перемешать. Вынести формочки с цветной водой на мороз.
Результат: Получаются красивые цветные льдинки (скользкие, холодные, твёрдые.) Согреть в руках формочку, чтобы льдинка легче выскочила.
Вывод: Вода превращается в лёд при низких температурах.
Опыт №4 Таяние снега
Задача: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Содержание опыта: Принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния.
Результат: Со временем снег тает и превращается в воду.
Вывод: От любого источника тепла снег тает и превращается в воду.
Опыт №5 Таяние сосульки
Задача: подвести детей к пониманию того, что сосулька тает от любого источника тепла (тёплое помещение, яркие лучи солнца, ладошка.)
Содержание опыта: Внести сосульку в тёплое помещение. Положить на поднос или ладошку. Понаблюдать, как она тает.
Результат: Со временем сосулька тает всё больше и больше, превращаясь в воду.
Вывод: Сосулька тает.
Опыт №6 Из чего состоит снег и лёд.
Задачи: Рассмотреть из чего состоит снег и лёд.
Содержание опыта: Снег и лёд кладём в пластиковую тарелочку и при помощи лупы рассматриваем.
Вывод: в сосульках наблюдаем множество пузырьков, а в снеге множество маленьких снежинок.
Опыт №7 Определение свойства снега и льда
Задача: определить свойства снега и льда.
Содержание опыта: Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло?
Результат: Снег рассыпался, а лёд раскололся.
Вывод: Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.
Опыт №8 «Превращение белого снега в разноцветный»
Задачи: Окрасить снег с помощью окрашенной водой.
Содержание опыта: Налить воду в пластиковую бутылку и при помощи гуаши окрашиваем её в разные цвета. Окрашиваем цветной водой подготовленные заранее фигуры из снега. Превращаем белый снег в разноцветный.
Вывод: снег легко окрашивается.
Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные, необычные фигуры из разноцветного снега. Мы сегодня провели множество интересных опытов со снегом и льдом. А что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).