Современный детский садик
в центре Дмитрова

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд»

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

  • расширять знания детей о зиме;
  • продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе;
  • формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега;
  • развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
  • учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия: пластмассовые тарелочки, бутылки с разведенной в воде цветной гуашью, два пластиковых стакана, кусочки льда, снег.


Беседа «Откуда берутся слег и лёд?»

Цель: Познакомить детей со свойствами снега и льда. Формировали умения сравнивать, анализировать, обобщать. Развивали кругозор детей.


Опыт №1 Определение цвета

Задача: уточнить представления о снеге и льде.

Содержание опыта: Приготовить 2 стакана. В один – положить снег, в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд?

Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом.

Результат: Определили и сравнили цвет снега и льда.

Вывод: Снег – белый, лёд – прозрачный.


Опыт №2 Определение прозрачности.

Задача: подвести детей к понятию «прозрачный».

Содержание опыта: Приготовить кусок льда и комочек снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Сравнить, где видно картинку, а где нет. 

Результат: Под льдом цветную картинку видно, а под снегом – нет.

Вывод: Лёд – прозрачный, а снег – непрозрачный.


Опыт №3 Цветные льдинки.

Задача: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Содержание опыта: Налить в формочки прозрачную воду. Добавить в них гуашь. В каждой формочке – разная гуашь. Перемешать. Вынести формочки с цветной водой на мороз.

Результат: Получаются красивые цветные льдинки (скользкие, холодные, твёрдые.) Согреть в руках формочку, чтобы льдинка легче выскочила.

Вывод: Вода превращается в лёд при низких температурах.


Опыт №4 Таяние снега

Задача: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Содержание опыта: Принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния.

Результат: Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод: От любого источника тепла снег тает и превращается в воду.


Опыт №5 Таяние сосульки

Задача: подвести детей к пониманию того, что сосулька тает от любого источника тепла (тёплое помещение, яркие лучи солнца, ладошка.)

Содержание опыта: Внести сосульку в тёплое помещение. Положить на поднос или ладошку. Понаблюдать, как она тает.

Результат: Со временем сосулька тает всё больше и больше, превращаясь в воду.

Вывод: Сосулька тает.


Опыт №6 Из чего состоит снег и лёд.

Задачи: Рассмотреть из чего состоит снег и лёд.

Содержание опыта: Снег и лёд кладём в пластиковую тарелочку и при помощи лупы рассматриваем.

Вывод: в сосульках наблюдаем множество пузырьков, а в снеге множество маленьких снежинок.


Опыт №7 Определение свойства снега и льда

Задача: определить свойства снега и льда.

Содержание опыта: Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло?

Результат: Снег рассыпался, а лёд раскололся.

Вывод: Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.


Опыт №8 «Превращение белого снега в разноцветный»

Задачи: Окрасить снег с помощью окрашенной водой.

Содержание опыта: Налить воду в пластиковую бутылку и при помощи гуаши окрашиваем её в разные цвета. Окрашиваем цветной водой подготовленные заранее фигуры из снега. Превращаем белый снег в разноцветный.

Вывод: снег легко окрашивается.


Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные, необычные фигуры из разноцветного снега. Мы сегодня провели множество интересных опытов со снегом и льдом. А что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).