Проект «Путешествие по материкам»
Цель проекта: познакомить детей с материками земного шара; способствовать запоминанию их названий. Научить находить местоположение материков на карте и глобусе, видеть красоту мира, неповторимость природы, характерные особенности каждого континента.
Задачи:
Образовательные:
- расширить кругозор детей;
- обобщить знания о материках, их географическом местоположении, животном и растительном мире.
Развивающие:
- развивать интерес к интеллектуальным заданиям;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, умение ориентироваться в плане схемы, развивать зрительное восприятие, память и внимание;
- развивать умения анализировать, делать выводы;
- развивать любознательность, принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях, умение проявлять настойчивость, целеустремленность, смекалку.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать активную жизненную позицию.
Актуальность темы: исследовательская деятельность дошкольников – это непрерывный процесс поиска информации, развития ребенка, направленный на формирование его познавательной культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. При ознакомлении детей с окружающим миром открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
У нас в группе очень любознательные дети. В ходе знакомства детей с окружающим миром у детей стало возникать много вопросов «Зачем слону такие большие уши?», «А почему у верблюда два горба?», «А как верблюд может долго обходиться без воды? и т. д. Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о животных разных континентов, развивать интерес к их образу жизни. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к диким животным, растениям, желание узнавать новые факты их жизни. Дать детям элементарные знания об их образе жизни. Данный проект подходит для исследования, поиска информации вместе с детьми, их родителями и педагогами, предоставляет большие возможности для творчества, развивает самостоятельность, умение работать в мини- группах. Познавать мир лучше комплексно, раскрывая детям многообразие мира.
Проблема: недостаточные представления детей о животных жарких и холодных стран (особенности внешнего вида, место обитания, пища).
Задачи для детей:
- Создать условия для поиска, получения информации, обогатить предметно – развивающую среду группы.
- Закрепить названия материков: Евразия, Австралия, Африка, Америка, Антарктида.
- Продолжить знакомить детей с географической картой мира, глобусом.
- Воспитывать у детей интерес, уважение к культуре разных народов.
- Знакомить детей с природой и климатическими условиями изучаемых материков и некоторых стран, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира, о народах, населяющих Землю.
- Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира, желание получать новые знания из книг, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы.
- Вызвать у детей положительный настрой, обогатить новыми яркими впечатлениями.
- Приобщить родителей к реализации совместной деятельности по поиску и сбору материала.
- Активизировать речь детей за счёт понятий, обозначающих индивидуальные особенности животных (для чего горб верблюду, почему у жирафа длинная шея и т. д., климата), пополнить словарь детей, развивать монологическую и диалогическую речь.
Задачи для родителей:
- Вызвать творческую активность родителей через совместное участие в проектной деятельности;
- Привлечь родителей к формированию у детей познавательной сферы.
Ожидаемый результат:
- дети имеют элементарные представления о жизни разных народов;
- дети имеют представление о растительном и животном мире, о климате разных материков;
- у детей появилась заинтересованность к изучению окружающего мира;
- у детей развита речевая активность, они могут и хотят рассказывать об изучаемом объекте.
Задача воспитателя: Создать условия для реализации познавательной деятельности.
При проведении этого этапа в группе организована предметно - развивающая среда так, чтобы дети могли самостоятельно искать информацию и излагать ее в разной деятельности (лепка, рисунки, высказывания, рассказы).
Познавательно – научной активность:
- изучение и рассматривание научно-популярной литературы, энциклопедий;
- изучение и рассматривание карт;
- просмотр мультфильмов, видеофильмов.
Математики – дидактические игры, упражнения:
- собери картинку;
- соедини по точкам (скажи какое животное получилось);
- четвертый лишний;
- карточки с заданиями.
Речевая активность и литература:
- рассматривание книг о животных разных стран;
- составление описательных рассказов о животных, климате по схеме;
- совместное чтение научно-художественной литературы.
Творческая активность:
- создание образа любого животного, используя различные художественно-изобразительные материалы.
Конструирование:
- конструирование животных из разных видов конструктора.
Игровой активность:
- организация игровой деятельности в соответствии с темой проекта.
Двигательная активность:
- придумывание и проигрывание подвижных игр, изображая животных разных стран, работая в группе сверстников, договариваясь.
3 этап «Реализация проекта»
Задача воспитателя:
- уточнить и расширить знания детей о континентах;
- закреплять названия континентов: Евразия, Австралия, Африка, Северная и Южная Америки, Антарктида;
- рассказать детям о разном климате на континентах земли;
- изучить основных животных и растения, характерные для определённых континентов;
- продолжать знакомить детей с географической картой мира, глобусом;
Совместная работа воспитателя и детей, родителей.
Задание родителям:
- Вечером и в выходные дни вместе с детьми почитать интересные факты о материках, о растительном и животном мире.
- Зафиксировать полученные знания в рисунках, схемах.
- Предложить маме Максим П. Подготовить с сыном небольшую презентацию по континенту Южная Америка, с которой Максим выступит перед ребятами.
Выход: Коллективное изготовление карты «Путешествие по континентам».
3 этап Заключительный:
Дети многое узнали о материках, о животном и растительном мире, и могут рассказать о них и показать на карте. У детей сформировалось дружелюбное и уважительное отношение к свои товарищам, они получили опыт получения информации, знаний, а также умение все эти знания систематизировать. Появилось желание приобретенные знания зафиксировать в творческой деятельности. Родители проявили интерес к реализации проекта, и теперь могут использовать такой способ получения информации и в домашних условиях.
Выход: Коллективное изготовление карты "Путешествие по континентам".