Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Целительная сила природы»

Актуальность
«В травах и словах – великая сила», - гласит старинная латинская поговорка. Свойства растений чудесны и разнообразны. Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой эмоциональной форме преподносят детям взрослые. И здесь многое зависит от умения взрослого научить детей узнавать каждое растение и оберегать его.
Наблюдая за растениями на улице, на лугу, в огороде, в лесу, наша задача создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Цель. Ознакомление детей с наиболее распространенными лекарственными растениям.
Задачи проекта:
- Закрепить умения узнавать и называть лекарственные растения (4-6 видов).
- Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
- Познакомить детей с правилами поведения при сборе лекарственных растений.
- Закрепить знания детей о строении, составных частях, отличительных особенностей каждого вида растений, использования в пищу.
- Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной).
- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
- Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края, вовлекать в природоохранную деятельность.
1. Беседа: «Почему эти растения называют лекарственными?»
Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях родного края, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
Цель: Познакомить детей с энциклопедией как видом книжного издания, ее назначением. Рассказать о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг.
3. Просмотр сказки «Сказка про лекарственные растения».
Цель: ознакомление детей с лекарственными растениями через сказку.
4. Чтение сказки «о лекарственных растениях», разгадывание загадок.
Цель: Знакомство через сказку с лекарственными растениями.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Наблюдение за растениями на поляне и клумбе детского сада.
Труд на клумбе: - рыхление грядок, прополка сорняков.
Цель: Формирование экологической культуры через практическую деятельность по уходу за растениями.
6. Ручной труд. «Гербарий в кувшинчиках».
Цель: Закрепление и углубление знаний детей о сезонных изменениях деревьев в природе.
7. Пластинография «Наш друг - подорожник»
Цель: обогатить знания детей о луговом растении -подорожник; закрепить умение передавать характерные особенности цветов (строение, форма, величина); развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать желание беречь и при умножать природу.
8. Аппликация «Ветка рябины»
Цель: Создание из цветной бумаги веточки рябины.
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ручного труда.
9. Рисование «Целебная ромашка»
Цель: Учить детей рисовать цветы, передавая в рисунке строение цветка и используя различные приемы: рисование круглых и овальных форм.
10. Раскрашивание «Ягодка малинка»
Цель: продолжить учить детей раскрашивать фломастерами не большие картинки.
11. Подвижная игра «У медведя во бору».
Цель: развитие двигательной активности, координации. Увеличение словарного запаса, умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, умение быстро реагировать на слова.
12. Экспериментальная деятельность: «Мятный чай», чай с лесными травами». «Чай с ромашкой и мёдом». Угощались вкусной ягодой малинкой.
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах. Учились различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду и запаху.
Вывод
В результате проекта, дети стали узнавать и называть растения, которые растут у нас под «ногами». Узнали, что многие растения используются не только в медицине, но и в кулинарии, опробовали на себе в домашних условиях.
С каждым проектом все больше родителей включаются в совместную деятельность и творчески подходят к участию в проекте.
С помощью небольших экспериментов дети научились различать вкусный чай (с мятой, с душицей, с ромашкой) по запаху.
На примерах сказок, научной и художественной литературы, экспериментальной деятельности, мы смогли подтвердить нашу гипотезу, что богат и разнообразен наш край лекарственными растениями, они по всюду: в огороде, на клумбе, в лесу, на лугу, на дороге, в парках и скверах. Много растений встретили на территории детского сада (подорожник, тысячелистник, одуванчик, календулу, пастушью сумку, крапиву и др.)
Наша задача не вырывать без надобности лекарственные растения, а знать и соблюдать правила безопасного сбора растений:
- Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
- Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Каждый вид растений собирают отдельно.
После сбора растений вымыть руки с мылом (сок некоторых растений ядовит, может вызвать аллергическую реакцию и навредить).
Работа над проектом помогла понять детям, что они являются частью природы и люди должны бережно относиться к ней.
Мы решили, что не будем уничтожать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.